Самые важные упражнения в курсе "Абсолютный Игрок".
Самые важные
упражнения в курсе "Абсолютный Игрок"
Примечание Геннадия Павленко: после окончания курса
Участники пишут перечень упражнений, которые для них стали самыми важными, а так
же рекомендации по их применению. Уверен, Вы найдете в этом письме много
полезного для себя - уверенность, храбрость, энергия. Названия упражнений - личное Творчество Участницы:-)
Ревизия ресурсов.
1.Ресурс, именуемый в курсе «Проблема,
стань возможностью – 1». Одна голова – хорошо, а две – лучше.
Отрабатываем умение извлечь рациональное зерно
возможности из кучи отговорок и нравоучений «не лезь туда, не знаешь куда»
знакомых и родных. Точнее, что делать, вместо того, чего делать не надо.
Учит не спешить с выводами и выслушать собеседника,
прежде, чем возражать ему. Учит слушать и слышать. Учит спокойствию и
доброжелательности к людям, дает понимание, что их возражения – результат
заботы, а не вредительства (каждый заботиться о ближнем в меру своего
понимания).
Слушаю других людей. Терпение, внимание, стремлюсь
услышать что-то важное в калейдоскопе страхов. Это не мои страхи, не мой взгляд,
поэтому я могу почерпнуть что-то, до чего сама не додумалась. Возможность
взглянуть на проблему (точнее, задачу) со стороны. Привыкаю видеть ситуацию
шире, чем она кажется на первый взгляд. Учусь ценить ту заботу, которую
проявляют ко мне другие люди, высказывая свои опасения, в связи с чем перестаю
воспринимать мир как «враждебный» мне (мое доверие к Вселенной начинается с
доверия к ее обитателям). Иногда помогает просто структурировать задачу,
разложить на более мелкие подзадачи.
Бесспорно помогает в ситуациях, когда поток
захлестнувших эмоций по поводу каких-либо планов мешает объективно оценить
возможные препятствия. В этом случае невредно воспользоваться взглядом со
стороны. К тому же моя готовность благодарно выслушать совет (не важно,
положительный или отрицательный для начала), позволяет выстраивать личные
взаимоотношения как доверительные и партнерские. В некотором роде, оправдывает
поговорку «одна голова – хорошо, а две – лучше».
Особое внимание, по-моему, следует обратить на то,
чтобы ни в коем случае не вступать в спор, а ведь так хочется. Состояние спора
ставит обоих в положение нападающего и обороняющегося, а здесь уже никакой
истины не видать, одни амбиции.
Некоторые люди, когда пытаешься выяснить у них
конкретные сложности, которые они видят в моем плане, ничего конкретного-то,
оказывается, и не видят. Просто «так я бы не сделал», «влипнешь во что-нибудь»
и, вариант мой любимый, «какая же ты наивная». У меня вообще сложилось
впечатление, что большинство моих знакомых (о вообще большинстве я говорить не
могу, я их всех не знаю) в принципе не доставляют себе труда разобраться, о
каких конкретно препятствиях они меня хотели бы предупредить. Просто, не стоит
этого делать. Этакая всеобщая попытка сохранить «статус кво», удержать в стаде
не в меру активную овечку.
Для себя заметила, что пользовалась этим ресурсом
уже некоторое время до начала курса (вроде бы как сама додумалась), но с
некоторыми ошибками, которые, конечно результат искажали.
2. Не боги горшки обжигают. (Все равно я сделаю
это, даже если…).
Если есть желание сделать что-то грандиозное (на мой
субъективный взгляд), а первое, что приходит в голову: не смогу, не умею, не
дадут, нет денег, связей и т.п., это первый шаг к тому, чтобы желание
осуществилось. Открываем зеленый семафор. Воспользуемся мы им или нет, увидим,
но дорога открыта. Плюс подкармливаем свою уверенность. Не смогу – не факт, не
умею – научусь, не дадут – возьму сама или вообще в другом месте, нет денег –
заработаю, нет связей – познакомлюсь с Президентом (или кому кто требуется). Нет
ничего проще, чем перекрыть самой себе кислород до начала действий. А этого нам
совсем не надо.
Ресурс помогает достичь любые личные цели, ведь
именно с этого все начинается. Обожаю эту технику!
Я бы обратила внимание на состояние уверенности,
которое следует культивировать в себе, когда выполняешь это упражнение. Иначе на
первый план резво выскакивают всевозможные неудачи прежней жизни и бесконечные
«мыслефакты» о невозможности получить желаемое. И вовсе не обязательно точно
знать, что именно мешает мне добиться нужного результата, здесь не надо
составлять план борьбы с препятствиями, настрой намного важнее.
Срабатывание ресурса, на мой взгляд, очевидно, если
настрой меняется на положительный и желание продолжать если не усиливается (в
идеале все-таки усиление), то по крайней мере, не уменьшается.
Упражнение каким-то образом расширяет мои горизонты,
оно дало во мне ростки сознания того, что для меня действительно нет
недостижимых целей. Это старая и банальная истина, но мало кто действительно так
чувствует. Я теперь именно ЗНАЮ, что для того, чтобы получить что-то, мне всего
лишь достаточно этого захотеть.
3. «Проблема, стань возможностью – 2», или Эффект
таблицы Менделеева.
Собственно, получение ответа от себя любимой. Всегда
найдется что-то, доступное для моего знакомого, но недоступное мне по какой-то
моей личной причине, а хочется-то не меньше. Что делать, когда советы извне
получить не удается или они не приемлемы для меня? Или просто свое решение
вопроса уникально и поэтому более эффективно для меня. В этом случае
«проведение разборок» внутри себя дает интересный и весьма приятный результат.
Таким способом мне удавалось разрешать задачи,
имеющие несколько (даже не два) вроде бы равнозначных решений, но когда ни одно
из них полностью не удовлетворяет меня. В этом случае не обязательно я нахожу
четвертое или пятое решение. Иногда происходит модернизация уже имеющихся до
состояния «то, что нужно». Заодно вытаскиваю на свет возможные сложности.
Правда, лучше всего у меня получается, если есть достаточно времени для работы
творческой части. Моя, например, предпочитает, чтобы ее не дергали. Ответ иногда
всплывает неожиданно, но тем быстрее, чем лучше я «забыла» о заданной ТЧ работе.
Хотя, вообще-то она у меня тугодум. С непривычки, наверно.
Особое внимание я бы обратила, во-первых, на
избегание споров внутри себя (о чем спорить почке с печенью?), а во-вторых, на
невмешательство в работу ТЧ своими «умными» советами. Дай ей разобраться без
твоих заморочек и получишь нужный ответ. Проверено.
Получение результата, собственно, очевидно. Есть он
– техника сработала. Нет – значит, где-то допущена ошибка, или тебе просто
результат не был и нужен, такое тоже бывает.
Самое яркое, что мне запомнилось, пожалуй, ощущение
собственной гениальности (если это слишком громко, то – уникальности), когда
всплывает решение, полностью удовлетворяющее мои потребности. Обычно я в этом
случае не удерживаюсь от возгласа: «Ребята, я – гений!»
4. Осознанный «я». «Прожектор моей Перестройки».
На мой взгляд, одно из наиважнейших упражнений
курса. Большинство техник, так или иначе, требуют осознанного подхода. Чтобы
поменять свои реакции на раздражители, чтобы найти ошибку в поведении, чтобы
понять причину неудачи при выполнении любого другого упражнения, необходим
осознанный подход к себе. Без этого просто не будет обратной связи с самой
собой.
Это упражнение тоже отношу к универсальным,
необходимым для решения любых задач. Умение удерживать внимание важно не только
для школьника (студента), это и основа обучения самого себя. Например, при
работе с репрезентациями без осознанного удерживания внимания далеко не уедешь.
Чтобы правильно воспользоваться, надо не только
осознавать, но и подкрепить это осознание действием, иначе получится этакая
пустая рефлексия, от которой пользы никакой, одни расстройства. Осознанный
подход позволяет воспользоваться личностными ресурсами самым оптимальным
образом.
При применении осознанности запомнился первый раз,
когда я «разобрала по косточкам» свою обиду и пришла к выводу, что я сама
позволила себе обидеться. Пока я еще не довела до совершенства эту технику, но
сознаю, что у нее большое будущее в моей жизни.
5. Завтра будет лучше, чем вчера. Полоса белая –
полоса еще белее.
Обычно мы склонны драматизировать будущее, я бы даже
сказала, сами ищем или даже создаем проблемы на свою голову. И если при желании
всегда можно найти в предстоящем дне что-то субъективно не радующее нас, то
почему бы не сделать наоборот?
Наступит новый день, он будет лучше, чем вчерашний,
хотя бы тем, что за этот вчерашний день я приобрела новый опыт, чему-то
научилась, а значит, уже не повторю ошибок прошлого дня (разве я не гомо
сапиенс?).
Упражнение перенастраивает внутреннее ощущение
ожидания грядущего. Если я жду изменения к лучшему и только к лучшему, разве
меня может что-нибудь остановить при достижении моих целей? Внутреннее
спокойствие, предвкушение удовольствий от завтрашнего дня!! Ну, сплошной
позитив. Я, во всяком случае, вполне реально перестала бояться будущего, а это
уже развязывает руки для ДЕЙСТВИЯ. Именно это я считаю результатом срабатывания
ресурса «ежедневно белеющей полосы».
Самым сложным для меня оказалось найти во вчерашнем
дне что-нибудь «не очень хорошее», как-то в большинстве случаев, все казалось
хорошо. Хотя, может быть именно то, что «хорошо», а не «ХОРОШО !!!» и можно
взять за состояние ниже нормы.
6. Ее Величество Хозяйка своей Жизни.
Почувствовать себя Ее Величеством для человека,
воспитанного как «часть коллектива», непросто. Я привыкла уступать более
активным в проявлении желаний (например, просто пройти в дверь первой или сесть
в машину, остановившуюся не совсем рядом), поэтому, когда я перенастроила себя
на «августейшее состояние», заметила, что теперь многие уступают мне, хотя я не
веду себя грубо или нагло. Упражнение позволило мне взглянуть на себя как на
достойного всего лучшего человека. Это позволило почувствовать уверенность в
себе, чего мне не хватает всегда больше всего. И еще: я смогла понять, что мир
– для меня, а не я для мира. Иногда мне казалось, что окружающий мир
подсвечивается моей короной, такой он золотистый и веселый. Классное упражнение,
но достаточно трудное, ведь предполагает полную смену ощущения себя.
Предполагает постоянное пребывание в нем.
7. «Богиня! Как я, полюбила?»
Наверное, один из труднейших эпизодов. Вдруг
осознать, что по-настоящему себя не люблю. То есть, я-то думала, что люблю, а на
самом деле... А надо-то было всего лишь взглянуть на себя как на другого,
любимого человека (ну, «принца на белом коне», о котором мечтала), чтобы понять
свое отношение к самой себе. И все равно изо дня в день ловлю себя на понимании,
как много поступков совершаю, чтобы получить любовь других людей, а не из любви
к себе. Взглянула в лицо самой себе, короче говоря. И то, что я лучше помню свои
промахи, и именно они определяют мою жизнь, тоже говорит о нелюбви. Значит,
поставив диагноз самой себе, я встаю на путь, но какой? Не так-то просто вдруг
изменить привычный ход вещей.
Ресурс сильный и однозначный. Невозможно
любить себя на 58%. Или на 96. Или – или. Этот факт действительно произвел на
меня впечатление.
Чтобы убедиться, что я в какой-то ситуации вела себя
с собой как с любимым человеком, достаточно спросить себя, испытала ли бы я
радость, если в такой ситуации оказался, например, мой ребенок. И ХОЧУ ли я
именно такого результата моих действий? Если да, значит все в порядке.
Однако, просто понять, как ты в данный момент
относишься к себе – этого мало. Сложнее скорректировать свое поведение. Здесь,
по-моему, нужно использовать несколько техник сразу. Вряд ли от одного
понимания, что не любишь себя, сразу все перемениться. Привычка, стереотип
поведения не дадут сразу все изменить. Для начала хорошим знаком будет уже то,
что перед тем, как принять решение о реакции на что-то, задумаешься.
8. Со-зависимости. Рожденная свободной.
Техника освобождения личности. Я долгое время была в
двух очень сильных зависимостях (разумеется, со-). Про одну я теперь вообще
почти не вспоминаю, разве что как о собственной глупости детства. Со второй
посложнее, но чувствую, что она постепенно растворяется. Все, что я ищу у
других, есть во мне самой. Я еще далеко не всегда это чувствую, но знаю, что это
так.
Технику хорошо применять, если взаимоотношения с
кем-то заходят в тупик, который мешает чувствовать себя любимой самой собой.
Если что-то давит и мешает наслаждаться самим процессом общения.
При использовании техники, на мой взгляд, нужно
помнить, что это не просто зависимость, а зависимость обоюдная. Мы оба даем друг
другу что-то важное для нас, вместо того, чтобы заглянуть внутрь себя и найти
это там. Помоги себе и помоги другому сделать тоже самое. Ведь если ты
перестанешь питать свою часть со-зависимости, твоей второй половине тоже
придется с этим что-то делать. Хотя, конечно, это ее проблема.
В целом, правильно примененная техника постепенно
меняет взаимоотношения со-зависимых людей. А главное, сразу чувствуешь себя
сильной и свободной. Вот только в какой момент все меняется, я отследить не
смогла. Подозреваю, что при привлечении каждой следующей техники (упражнения)
эффект накапливается в зависимости от результативности использования и в конце
концов внутри что-то меняется.
9. Перемещении или «в калейдоскопе предположений»
Позволяет показать самому себе, как наши
предположения влияют на нашу жизнь. Достаточно остановиться на мыслях по поводу
какого-либо факта и задать себе вопрос, как я узнаю, что это плохо (или хорошо,
но такой вариант возникает реже), как сразу понимаешь, что дальнейшее развитие
событий – не более, чем предположение. Это во-первых. А во-вторых, любое
предположение может оказаться и верным и не верным. И чем больше вероятностью мы
наделили свое предположение, тем больше шансов, что мы это получим. А с нашей
коллективной склонностью предсказывать и смаковать наихудшие варианты развития
событий получаем именно их. То есть, мне упражнение позволило понять, каким
образом я сама создаю себе проблему (или ухудшение положения). Так я даже
смогла влиять на свое восприятие некоторых фактов, которые раньше неизменно
приводили к предположениям отрицательным.
При применении упражнения, на мой взгляд, важно
помнить, что в любом случае, возможно несколько вариантов будущего, связанного с
рассматриваемым фактом (параллельные миры), в этом случае шансов получить
предпочтительный вариант больше.
Ресурс считаю сработавшим, если перестаешь
машинально наделять факт отрицательными тенденциями, останавливаясь, прежде чем
сделать предположение. В этом случае мир больше не воспринимается в качестве
места, где все сделано без нас и против нас.
10. Аффирмация негативных убеждений. Путь к
идеальному «Я».
Полная перенастройка личности. Именно
перенастройка. Каждой убеждение по всем пяти позициям тянет за собой изменения
во всех сферах жизни этой личности. Начинаем замечать возможности там, где
обычно видели только препятствия. Смена ощущений по поводу себя и окружающего
мира. Все это влияет на общую концепцию собственного существования. Словно
становиться вдруг светлее. Основа техники – репрезентации, а не сами слова, хотя
по привычке просто машинально повторяешь новые «убеждения», ожидая, когда все
вдруг измениться. Для меня это эмоционально изматывающее упражнение. Но
приятное. Все получается, если новые убеждения не приходится заменять усилием
воли, если они органично «встраиваются» в систему ценностей. Желательно
применять почаще.
11.В небо. Столбы, веревки и колышки.
Почему я уверена в том, что не смогу сделать то, что
является моим «небом»? Ищем те ограничивающие факты, которые не дают туда
забраться. За свою жизнь этих фактов накопилось более чем достаточно. Случается,
что они давно потеряли свою актуальность и свою власть, но сознание по привычке
цепляется за них, когда надо принять решение, могу или не могу, и действовать
(или не действовать). Технику можно применять в любом случае, когда есть
желание, но его сдерживает реальное сомнение в возможности исполнения. Причем
сомнение, связанное с личностными качествами. Важно понимать, действительно ли
это твое настоящее желание. От этого зависит, будут ли ограничивающие факты
действительно теми, от смены которых зависит результат. Со мной было именно так,
когда я пыталась повторить ситуацию с приведенным примером (N-ным
количеством у.е.), где-то ближе к концу «перевязывания» веревок я вдруг поняла,
то как «небо» у.е. меня не интересуют. (Разумеется, роль денег в моей жизни я не
отрицаю). Поэтому факты-колышки оказались искусственно притянутыми к ситуации
(стереотип: все хотят много денег за ничегонеделание). Т.о., перевязав свои
веревки к этим искусственным колышкам, я вряд ли получу результат, он мне просто
не нужен. Интересное наблюдение самой себя.
Верное применение ресурса изменяет восприятие своего
желания-неба как вполне реальную цель.
12.Ревизия возможностей и ресурсов.
«Бизнес-план» для ангелов.
Продолжает предыдущую технику, усиливая эффект.
Только теперь от ограничивающих фактов переходим к созданию (или осознанию)
возможностей для достижения цели. Ресурсы физические и моральные (что можем,
чему должны научиться и во что хотим поверить). Ресурс – планирование в широком
смысле. Разбираемся, какие позиции у нас есть в наличии, а какими следует
заняться, чтобы получить результат. Прежде всего, это касается моего
внутреннего состояния. Готова ли я к получению результата? Верю ли я в свою
способность получить его? Работа с уверенностью – важная часть «настройки на
успех». Плюс разделение любой цели на более мелкие, сравнительно легко
достижимые. Понимаем, чего не хватает, чтобы получить результат. Пока этим
ресурсом пользовалась мало, но несомненную пользу вижу даже сейчас.
13. Что касается работы со старыми убеждениями и
своими личностями «во времени», то она для меня как-то особенно не повлияла (или
может и повлияла, только я это еще не поняла). Во всяком случае, каких-то явных
изменений по этому поводу я не заметила.
Некоторое напряжение я испытала при выполнении
упражнений «про силу», сначала я думала, что это у меня «нет фантазии» (по
словам мужа), но скорее это проблема плохого удержания произвольного внимания.
Какого-то особенного освобождения тоже не ощутила. Кстати, а быть может,
проблема с фантазией все-таки есть? Иначе, как объяснить трудности с Кругом
совершенства, (не могу считать его освоенным, т.к. ни разу не применила его,
как-то не вспомнилось, не пришлось).
Но главная моя трудность происходит с Идеальным
образом. Как-то он у меня не материализуется. Нет, конечно, я его чувствую.
Когда «встраивалась» при выполнении различных упражнений, ощущала себя вполне
идеальной. Но вот так, чтобы как в зеркале, не выходит. Или я думаю о чем-то
невообразимом, а на самом деле все намного проще, и мой идеальный образ у меня
все время перед глазами, когда я проигрываю сложные для меня ситуации? Короче, я
как-то запуталась, но думаю, что справлюсь. Эта часть идеальной личности,
во всяком случае, теперь меня не покидает.
14. Итак, что с освобождением от моих «заморочек» и
раскрытием талантов и способностей (так называемый личностный рост)?
Появилось глобальное понимание, что ВСЁ в моей
жизни зависит от меня и моего взаимодействия с МИРОМ (то есть, опять-таки от
меня). И все наши нежно любимые отговорки и ссылки на форс-мажорные
обстоятельства – наша же собственное признание в лени, нежелании и страхе. В
связи с этим, с некоторыми людьми общаться совсем не хочется, скучно.
Мир – кладезь возможностей, если захотеть их
увидеть. А захотеть-то тоже надо уметь (в смысле, научиться). При выборе, хочу
ли я вложиться (время, энергия), чтобы что-то получить, нередко лень играет
главную роль: «А, не очень-то и хотелось.» Чувствую, что моя лень начинает
сдавать позиции. Еще сопротивляется, но с хорошей мотивацией ей не справиться.
Перестала бояться будущего. Даже при явном ухудшении
ситуации и неблагоприятных прогнозах. Интересно, но даже без применения
«спец.техники» все разруливается само. Появилось ощущение грядущего успеха. Если
же что-то начинает беспокоить – провожу «перемещение». Помогает.
Чувство вины различной этиологии серьезно
уменьшилось. Какие-то незначительные «телодвижения» еще ощущаю, но это уже
несравнимо с прежней ситуацией. Уже почти физически ощущаю, что никому ничего не
должна. Не так давно муж с обидой мне сказал: «Я делаю, что надо, а ты, что
хочешь» (уточняю, основные семейные обязанности я выполнять не прекращала).
Восприняла как комплимент, а не укол. Похоже, он ждал, что я начну
оправдываться. Фигушки.
Осознала, что юриспруденция наводит на меня скуку (я
юрист по образованию, но звезд с неба не хватала, от судов аллергия,
жонглирование словами удовольствие не приносит). Ведь кроме образования нужен
интерес и качества характера, но раз нет интереса, стоит ли заморачиваться с
характером? То есть, кроме поверхностного престижа и нет для меня здесь ничего,
даже нормальных денег, что неудивительно. Всерьез решила менять сферу
деятельности. Иду учиться (не пять лет, а 6-7 месяцев). Вполне допускаю, что из
этого выйдет СВОЕ ДЕЛО (в широком смысле, а может и не только).
Научилась защищать свои интересы, в смысле, делать
то, что мне нравиться независимо от реакции окружающих, не оборачиваться на
мнение «большинства».
Почти научилась говорить «нет» без объяснения причин
или прямо – не хочу, не интересно, без оглядки на возможные обиды.
Почти научилась останавливать себя в желании лезть в
чужую жизнь (на пользу им, разумеется). Подсказать – да, но не давить. Кстати,
заметила, что почти перестала стремиться перекроить чужие убеждения, если люди
яростно их защищают. Каждый сам приходит к пониманию (или ищет ответ), если
готов, и бесполезно доказывать что-то человеку, которому легче убедить самого
себя, что «такова жизнь», чем методично расправляться со своими страхами. Тут
никакая логика не поможет.
Осознала, сколько мудрости в большинстве банальных
высказываний! Например, сколько раз слышала о том, что если есть желание,
найдешь 1000 возможностей, если же его нет – 1000 препятствий. А разве же это не
так? К тому же, препятствия искать гораздо легче, мы же так воспитаны, у нас
большой опыт.
Под конец курса поняла, что все заморочки моего
ребенка взлелеяны нами, родителями то есть (одна его стеснительность чего стоит,
весь в мамочку). Меняюсь, он подтягивается. Стала меньше бояться людей (а ведь я
их действительно боялась). Тренируюсь спонтанному вступлению в контакт. Как в
детской песне «а дельфины добрые…»: люди в самом деле добрые, им так хочется
того же, чего и мне: чтобы им улыбались, чтобы слушали с удовольствием,
развлекли иногда. Ребята, давайте жить дружно! Пока еще желания публичного
выступления не испытываю, но более широкое общение «с народом» уже планирую.
Планирую продолжать и развивать все достигнутое и
«дожать» то, что не очень получается. Словом, я более чем довольна курсом, на
многое я взглянула иначе и, прежде всего, на себя. Отдаю себе отчет, что там,
где сдвиги в нужную мне сторону не произошли или произошли недостаточно,
исключительно моя недоработка (недостаточная самомотивация, «переигравшая» меня
лень или страх, не изжитый до конца). Раньше я в основном знала, чего не хочу,
теперь – чего хочу и еще знаю, как этого достичь. Не досконально, но общее
направление. И к тому же стали реально появляться возможности, просто на
блюдечке прилетают. Здорово!! Единственное, что меня немного беспокоит,
достаточно ли стойкая перед препятствиями. Скоро проверю. В любом случае, есть
над чем дальше работать. Жаль только, что курс кончается. Есть ощущение, что
расстаешься с хорошим другом, легкая такая грусть. Мне на курсе периодически
вспоминались слова из к/ф «В моей смерти прошу винить Клаву К.»: «Ты все время
дарил мне себя, а Лаврик подарил мне МЕНЯ». Это самый ценный подарок, какой я
могу представить. Спасибо за МЕНЯ!